Новый класс: как упростить адаптацию ребенка

0
68

Новый класс: как упростить адаптацию ребенка

Прошла первая неделя учебного года, но не все дети 1 сентября вернулись в свои классы и школы, многих из них родители перевели в новые коллективы. И если вы увидели, что поведение ребенка изменилось, и почувствовали, что ему некомфортно в новом классе, не стоит сразу паниковать и задумываться над тем, чтобы вернуть его в привычную атмосферу. Психологи говорят, что адаптация в новом классе может занимать до двух месяцев. «Ребенок будет искать свое место в новом коллективе не менее трех-четырех недель. А вот за поведением ребенка в средних классах, с пятого по восьмой, стоит наблюдать особенно пристально, — предупреждает детский психолог Марта Юдина. — В этом возрасте среди подростков самая высокая вероятность появления травли. Такое поведение вызвано особенностью формирования личности: дети пытаются найти свое место под солнцем, а их самоутверждение происходит за счет более слабых, коими становятся новенькие в классе». Тревожными признаками того, что ребенку сложно адаптироваться в новом коллективе, будут не только разговоры вроде «Зачем я вообще перешел в эту школу?», но и проявление агрессии в семье на младших братиках-сестричках и домашних животных. Также ваш ребенок может стать скрытным или вы увидите в его комнате обрывки бумаг, услышите депрессивную музыку и заметите повышенную утомляемость. 

Младшие классы

В начальной школе адаптация в новом коллективе проходит легче всего. Во-первых, дети еще не сгруппировались по кучкам и у них не появился явный лидер. Во-вторых, они еще побаиваются учителя, потому будут лояльно относиться к новенькому, опасаясь замечаний. В-третьих, у ребенка в этом возрасте еще не так сильно развиты комплексы, потому новенькие идут на контакт с классом и быстрее его налаживают.

Но если все-таки вы заметили у ребенка нежелание идти в школу, отсутствие ярких воспоминаний от учебного дня, снижение аппетита и несвойственную ему сонливость — помогите. Но ваша помощь должна быть «невидимой». Не стоит сразу бросаться на выяснение отношений с обидчиками, их родителями или учителем. Рассказывайте ребенку, как вы переходили в новый класс, как вам удалось сдружиться с одноклассниками, о сложностях и о том, как вы из них выходили.

Принимайте участие в жизни класса. В начале осени в школах проходят различные выставки и ярмарки. Помогите ребенку сделать необычную поделку или вызовитесь провести школьную ярмарку. Так вы окажете незаметную поддержку своему ребенку, и он будет чувствовать, что не один на чужой территории, а это даст ему силы активнее проявлять себя. Также вы станете авторитетом в глазах его одноклассников, а значит, и ваш ребенок перестанет казаться чужим. Ко всему прочему, положительное отношение учителя к вам как к активному помощнику передастся на ребенка.

Купите ребенку интересную канцелярию. Для успешной адаптации новенького в коллективе очень важно вызвать к себе интерес. И если ваш ребенок стеснителен и не слишком разговорчив, ему будет сложно в первые дни знакомства рассказывать о том, как он провел лето, чем увлекается, что любит и т. д. И чтобы побудить к нему интерес одноклассников, положите ему с собой необычные фломастеры, не такой, как у всех, пенал или блокноты «с секретиком». А вот игрушки или дорогие гаджеты с собой давать не стоит. Они станут отвлекать ребенка от учебы, и, как следствие, он получит замечание учителя. А как уже говорилось, отношение педагога играет важную роль в отношении всего класса в целом.

Не требуйте сразу хороших оценок. Ситуация, когда ребенок, перейдя в новый класс, «скатывается» в учебе — закономерное явление. Причина не только в стеснении, но и в стрессе, который он получил, оказавшись в новом коллективе. Вспомните себя на новом месте работы. Всегда ли вы могли раскрыться с первых дней? Кроме того, учитель еще не знает потенциал ребенка и если часто «своим» ученикам может поставить оценку авансом, то новенького оценивает критично.

Заметив нехорошие оценки, поговорите с ребенком и расскажите, что в этом нет ничего страшного, и если он будет стараться, то баллы изменятся. А в школу следует ходить не за оценками, а за знаниями, которые иногда на этапе обучения окружающими остаются незамеченными.

Средние классы

В 11–15 лет самый большой риск проявления буллинга. В этом возрасте подростки наиболее жестоки и зачастую ищут себе жертву из слабых и неуверенных в себе детей. А новенькие — легкая добыча. Кроме того, в отличие от младших и старших классов, в средних — дети наиболее осторожные и в первые дни учебы не станут сами подходить к новенькому, чтобы знакомиться. Причина — за время совместной учебы в классе организовались уже свои компании. Дети подружились и, соскучившись, будут скорее узнавать у своих друзей, как они провели лето и что у них в жизни случилось. После школы они теми же кучками будут идти домой, не оставаясь, чтобы пообщаться с новеньким.

Чтобы понизить уровень стресса из-за смены школьного коллектива, не затевайте по возможности больше никаких изменений в жизни ребенка. Не отдавайте его в новую секцию, не устраивайте ремонт и не сообщайте месяц-другой, пока идет адаптация, например, о том, что у него скоро появится братик или сестричка. Напротив, постарайтесь, чтобы в жизни школьника осталось как можно больше прежнего. Приглашайте почаще друзей из бывшего класса, ходите в места, где привыкли бывать семьей, и исключите дома все разговоры с переживательными нотками о том, как сложно быть новеньким.

Придумайте вместе историю жизни. Дети любят все новое. И если новичок не может о себе толком ничего рассказать, то и интерес к нему автоматически падает, еще не успев зародиться. Если вы заметили, что ребенок, придя домой, не рассказывал ничего об общении с одноклассниками, составьте вместе с ним интересную историю его жизни. Определитесь вместе в том, чем больше всего гордится ребенок. Выделите в увлечениях ребенка какую-то изюминку. Например, если ваш сын увлекается компьютером, пусть расскажет, как был на слете геймеров. Или при удобном случае пусть заговорит о путешествии, где завел новых друзей.

Ученики любят истории о других школах. Воспользуйтесь этим интересом и составьте дома рассказ с ребенком о том, как ему жилось в прошлой школе. Но посоветуйте не включать в рассказ негативные моменты. В противном случае они могут наложить отпечаток на ребенка в новой школе. Не стоит также строить рассказ по типу «А вот в моей школе мы «забивали» на физику!» или «Почему у вас нужно ходить в форме, в моей школе мы надевали эти пиджаки только на линейку!». Во-первых, такой рассказ на подсознательном уровне отделит ребенка от нового коллектива, ведь из-за фразы «А у нас!» или «В моей школе» он будет позиционировать себя как чужак. Во-вторых, если даже правила в прошлой школе ему нравились больше, то теперь он обязан подстраиваться под те, которые имеются. Ведь, как известно, со своим уставом в чужой монастырь не лезут.

Научите улыбаться. Из-за смущения и стресса часто новенькие пытаются быть в классе незаметными. Они ссутулившись заходят в класс, садятся на заднюю парту, а если кто-то пытается с ними заговорить, бурчат себе что-то под нос. Расскажите ребенку о секрете улыбки и научите его улыбаться. Потренируйтесь перед зеркалом. Чтобы расслабить мышцы лица, пусть он слегка прикоснется кончиком языка к задней стороне передних зубов и ладонью прикроет губы, подумав о чем-то хорошем. Выражение глаз должно измениться. После этого следует убрать ладонь и «растянуться в улыбке», приоткрывая только верхние зубы.

Подключите соцсети. Многие родители, напуганные страшилками про «группы смерти» и извращенцев, категорически запрещают детям регистрироваться в соцсетях. Но на сегодняшний день это неотъемлемая часть жизни любого современного человека. Поэтому если ваш ребенок не зарегистрирован еще в популярной в его коллективе соцсети, подскажите ему, что это надо сделать. Пусть он вступит в группу школы или класса и пригласит к себе в друзья одноклассников. Не забудьте рассказать ему об элементарных правилах безопасности в соцсетях.

Соцсети на первых этапах знакомства в новом коллективе облегчают адаптацию в нем в разы. Дело в том, что общаться, не видя лично собеседника, гораздо проще. Потому часто ребенок, который не решается подойти к одноклассникам в школе, может наладить контакт с ними через соцсети. Кроме того, так ребенок сможет увидеть, чем живут и интересуются его новые одноклассники, а оставив пару приятных комментариев или лайков под постами новых друзей, он быстрее найдет общую тему для разговора и расположит к себе новый коллектив.

Предложите классу полезное веселье. Помочь поднять авторитет ребенка в глазах одноклассников можно своей активностью. Если вы трудоустроены на какой-то интересной работе или занимаете хорошую должность в престижной компании, предложите учителю провести классу экскурсию к вам на работу. Во-первых, такая инициатива будет позитивно воспринята педагогом, а значит, у вас повысятся шансы более глубоко и детально разобраться в причинах неприятия новым коллективом вашего ребенка. Во-вторых, несмотря на то что в этом возрасте авторитет взрослых постепенно обесценивается, возможность интересного времяпрепровождения при помощи вас снизит разрыв в возрасте между вами и новыми одноклассниками и автоматически сделает новенького героем.

Не запрещайте приходить «поздно». Переживая за свое чадо и говоря «чтобы в 18:00 был дома», вы отсекаете от него часть потенциальных знакомых, которые могут быть полезны ему в школе. Если в школе намечаются спортивные соревнования или какое-то позднее внеклассное мероприятие, не забирайте ребенка домой раньше, чем уйдут его одноклассники. Договоритесь, что когда мероприятие будет подходить к концу, ребенок вам позвонит и вы его встретите. Несколько минут, потраченные на встречу, окупятся новыми знакомствами и общими интересами с новым классом. Ничего страшного, если ребенок побудет с новыми знакомыми на час дольше обычного. Общение в неформальной обстановке гораздо быстрее поможет заполучить место в новом коллективе.

Старшие классы

В 10–11-х классах уже есть явные лидеры и аутсайдеры подросткового коллектива. Поэтому первым делом помогите ребенку определить их и присмотреться, кто есть кто в этом классе, на какие группы он делится, у кого какие роли и т. д. Учтите: в этом возрасте уже видны четкие расслоения по социальному и материальному признакам. Узнайте у ребенка, почему он чувствует себя неуверенно или, может быть, даже ущербно. Если это происходит из-за отличия в одежде, не заставляйте его ходить «в том, что есть». Лучше приобрести один комплект, но той одежды, которая принята в этом классе или нравится самому ребенку. Психологические исследования подтверждают, что наличие «необходимых и правильных» вещей, по мнению ребенка, намного важнее указок взрослых и личных достижений. Они нужны детям для самоутверждения и повышения собственной самооценки и значительно облегчают процесс адаптации в новом коллективе.

То же самое касается новых гаджетов. Если ребенок будет белой вороной из-за отсутствия сенсорного телефона, то его неприятие классом обойдется вам дороже, чем покупка устройства, требуемого для его социализации.

Учите «не нравиться всем». Часто дети, оказавшись в новом классе, не знают, к какой группе прильнуть, потому пытаются быть хорошими для всех. Если вы заметили такое поведение, объясните ребенку, что понравиться всем у него не получится, ведь в классе всегда есть противостояния между группами. Чтобы помочь ему определиться, выясните, на какие группы делится класс и какие взгляды поддерживает. А главное — объясните, что выбор нужно делать исходя из собственных взглядов и интересов, а не пытаться прильнуть к «крутым». В противном случае, не владея в нужной степени интересами такой группы, ребенок просто окажется в статусе «подхалима».

Учите не быть выскочкой. Неприятие ребенка в старших классах часто бывает из-за того, что он «умный». Объясните ребенку, как правильно показывать свои знания. Конечно же, ни в коем случае нельзя притворяться двоечником ради того, чтобы не вызвать ревность отличников нового класса. Но и выпрыгивать из штанов, дабы показаться умнее всех и заработать расположение учителя, не стоит. Объясните главное правило — никогда нельзя перебивать одноклассника, который отвечает. Это не только элементарные правила вежливости, но и способ не вызвать на себя агрессию одноклассников. Так ваш ребенок может прослыть «заучкой» и подлизой. Не следует дополнять ответ одноклассника, если этого не просит учитель. Чтобы показать свои знания и при этом не настроить против себя класс, надо просто вызываться к доске. Наверняка очередь «на ответить», особенно в начале года, стоять не будет.

Расскажите о трюке «помоги». Людям нравится чувствовать себя нужными. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, когда важность и значимость среди сверстников входят в число первых приоритетов. Расскажите ребенку о трюке «Помоги, пожалуйста». При помощи него можно завести первый разговор. Например, можно попросить одноклассника рассказать ему об учителе, о том, как проходят уроки или как обстоят дела в классе. Просьба об элементарной помощи поможет завязать отношения и сдвинуть разговор с мертвой точки. К примеру, новичок может попросить соседа по парте помочь сделать ему домашку или дать ручку, которая у него якобы потерялась. Но напомните ребенку, что он должен не забыть отблагодарить, и на следующий день сам предложить помогавшему, например, угоститься яблоком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here