Так будет ли томос: что решил Синод по Филарету и автокефалии

0
215

Так будет ли томос: что решил Синод по Филарету и автокефалии

Религия

О том, что Украина пока что останется без томоса (документа, предоставляющего церкви автокефалию, т.е. самоуправление), сообщили сразу несколько источников. Наиболее влиятельный из них – митрополит Австрийский и экзарх Венгрии Арсений (Кардамакис). Также об этом заявил израильский политический эксперт Соломон Манн со ссылкой на корреспондентов BВC: по его сведениям, тему томоса к рассмотрению в последний день Синода, 11 октября, даже не планировали. Впрочем, в УПЦ КП призывают с выводами не спешить – с патриарха УПЦ КП Филарета сняли анафему, что открывает ему возможность претендовать на руководство Поместной церковью. А экзарх Вселенского патриарха в Украине, архиепископ Даниил Памфилийский, докладывавший по украинскому вопросу, сделал однозначное заявление: автокефалию дадут. Когда именно рассмотрят «украинский вопрос» и, главное, как его решат, узнали «Вести».

Перенесли на ноябрь?

Синод Константинопольского (Вселенского) патриархата длится с 9 по 11 октября. Один из главных вопросов – томос для Украинского православия. Ключевое внимание на Синоде отводилось отчету экзархов (представителей Константинополя), назначенных в Украину патриархом Варфоломеем несколько недель назад для проведения переговоров между всеми частичками православия и выяснения истинных мотивов УПЦ КП и УАПЦ (на их базе, предположительно, и будут создавать поместную церковь). «Все были заинтересованы украинским вопросом, было много вопросов и ответов. Доклад прошел замечательно, — высказался в комментарии СМИ Даниил Памфилийский. – Будет еще продолжение доклада и обсуждения».

Заседание Синода длилось до вечера, все его время было посвящено изучению отчета экзархов Даниила и Иллариона. Проходило оно в закрытом режиме, поэтому информации с «полей» Синода пока немного. По одним данным, тему томоса решили пока оставить без решения. «Вопрос был снят без обсуждения, пока неизвестно, по чьему требованию», — сообщил Соломон Манн. Подтвердил эту информацию и нардеп от фракции РПЛ Игорь Мосийчук: «Сегодня стало известно, что Вселенский собор перенес принятие решения о предоставлении томоса для украинской церкви до ноября этого года, — пояснил нардеп, последнюю неделю пристально следивший за происходящим в Стамбуле. — В АП привезли митрополита УПЦ МП Онуфрия и просили не устраивать протестов по поводу получения Украиной томоса. Онуфрий так нервничал, что его отпаивали лекарствами и отливали водой. Не знаю, что президенту Порошенко говорил и какие аргументы приводил Онуфрий».

Собеседники «Вестей», близкие к УПЦ, подтвердили факт встречи и рассказали о ее содержании: по их словам, глава государства озвучил просьбу о подключении УПЦ к созданию Поместной церкви. «Просьба была о том, чтобы Блаженнейший стал участником процесса. Обратился к Фанару с просьбой об автокефалии. Но тот отказался», — сказали наши источники. Интересно, что, по-видимому, президент и митрополит встречались, понимая, каким может быть решение Синода и теперь президенту зачем-то потребовалась поддержка УПЦ и персонально главы этой церкви. «Блаженнейший против томоса, он неоднократно это говорил. Он считает, что украинская церковь должна возникнуть путем объединения, а не разъединения. А то, что происходит сейчас – это именно разъединение. То есть, вместо одной церкви хотят создать две, одну «правильную», другую «неправильную». Это не поможет согласию среди верующих, согласию в стране. Мы точно не знаем, о чем Блаженнейший говорил там, но важнее не конкретные аргументы, а его позиция и его персона. У Блаженнейшего высочайший авторитет в православном мире. И поэтому к нему все прислушиваются», – говорит наш источник, опровергая данные о том, что митрополиту УПЦ стало плохо во время этого общения.

Как сняли анафему

Ближе к вечеру появились сенсационные данные: их озвучил спикер УПЦ КП, архиепископ Евстратий (Зоря). «Сразу из нескольких источников поступила информация о двух ожидаемых решениях Синода Вселенского Патриархата. Об удовлетворении апелляции патриарха Филарета (а также апелляции митрополита Макария) и о признании незаконной аннексии Киевской Митрополии Русской Церковью в 1686 году, — написал Зоря в Фейсбуке. — Ждем официального объявления от Священного Синода». Данные о де-факто реабилитации патриархов УПЦ КП и УАПЦ появились в греческом издании «Ромфея» и онлайн-издании orthodoxia.info, близком к Фанару (первое сообщает, что «Вселенский патриархат… привел раскольнического патриарха Филарета в ограду церкви», второе – что «детали и условия решения пока неясны, также неизвестно, сколько духовников и иерархов церкви будут следовать за ними»). Эксперты напомнили «Вестям»: снять анафему, по идее, мог лишь тот, кто ее наложил, т.е. РПЦ – именно поэтому Филарет еще полтора года назад обращался с личным письмом-прошением к патриарху Кириллу. «С его стороны письмо (в Москву, копию – в Стамбул) – двойное признание неканонического статуса и автоматическое признание того, что верующие КП были введены им в заблуждение, — сказала «Вестям» эксперт Елена Дьяченко. – Анафема Филарета произошла вследствие совершенного им церковного раскола, и возврат в лоно церкви был возможен только вследствие преодоления причины анафемы – а этого не произошло».

Кстати, и сам Евстратий Зоря не зря говорит об отсутствии официальных данных – ранее вышеупомянутый Игорь Мосийчук и замминистра по делам оккупированных территорий Георгий Тука уже заявляли (причем синхронно): «томос есть». Эти их заявления приходилось опровергать Банковой и УПЦ КП, в частности, тому же Зоре («сообщения, что «Томос уже есть» информационно вредны, потому что после волны «перемоги» пойдет волна «зрады», когда окажется, что вопрос Синод еще не обсудил», — писал у себя в Фейсбуке Зоря). «Решение Вселенского Патриархата может объявлять только уполномоченный источник. Ни одна частная идея, тем более в интерпретации пересказчиков, не может рождать новости — терпение», — также высказался руководитель Нацинститута стратегических исследований при президенте, экс-замглавы АП, ответственный за получение томоса, Ростислав Павленко. К моменту сдачи номера в печать решение официально объявлено не было, хоть представители патриарха Филарета и заявили о проведении специальной пресс-конференции.

Компенсация за томос

Дальнейших путей развития ситуации несколько. — проведение вслед за снятием анафемы объединительного собора УПЦ КП и УАПЦ, чтобы снять противоречие, по которому томос дается «в воздух», еще не созданной церковной структуре. «По логике, отрешение было снято именно для того, чтобы провести объединительный Собор. Тогда документ об автокефалии могут дать уже новой структуре, — считает религиовед Алексей Смирнов. — Именно поэтому ранее Зоря говорил о «поэтапности» — без снятия анафемы говорить об автокефалии было бессмысленно».

Интересно, что телеграм-канал «Церквач» (посвященный инсайдерским данным из мира религии) сообщил о наличии противоречий между иерархами УПЦ КП и УАПЦ. «Главная проблема такова: на одну и ту же епархию в случае объединения будут претендовать сразу два, а то и три епископа — от УПЦ КП, УПЦ и УАПЦ, — пишут авторы канала. — Плюс патриарх Варфоломей захочет на самые доходные места посадить своих людей. Эту проблему придется решать до проведения Собора и провозглашения автокефалии, иначе владыки банально передерутся».

– создание экзархата Константинополя в Украине (т.е. подчиненной Фанару структуры). Гипотетически возглавить ее мог бы даже упомянутый выше Даниил Памфилийский, которому Патриарх Варфоломей доверил дипломатическую работу внутри Украины. «Это наиболее милый сердцу Вселенского патриарха вариант, ведь он позволит обойти вопрос автокефалии, параллельно обозначив свои интересы в Украине — проводить тут финансовые, кадровые и иные решения, выгодные Константинополю», — полагает политолог Алексей Якубин. Такой вариант, разумеется, имеет минус — он не по нраву ни киевской власти, рассчитывавшей на пиар-эффект от темы с Поместной церковью, ни Филарету и Макарию, которые утратят влияние на собственные церкви.

— восстановление Киевской митрополии в том состоянии, в котором она была до передачи под влияние РПЦ или Московского патриархата — т.е. «откатывает» всю ситуацию назад, возвращая Киевское православие в управление Константинополя. «В этой ситуации нивелируется сама идея томоса – просили независимость, а оказались еще более зависимыми чем до того, — считает Елена Дьяченко. – Это решение может стоить статуса для самой УПЦ КП и ее главы – ведь ни о каком патриархате или автономии (в случае с УАПЦ) в составе Константинопольского патриархата речи быть не может». При этом произойдет понижение Филарета в статусе. «Филарет сам себя считает патриархом и в этом случае вернет назад статус митрополита. Это бессмыслица, это создает канонический хаос и точно спутает все без шансов понять, как быть дальше, — считает Смирнов. — Ситуация подвешенная, вариантов, как поступит Фанар, слишком много».

Показательно, что, по словам Дьяченко, для каноничной УПЦ изменение Фанаром статуса Филарета ничего не меняет, с церковью останутся те, для кого «единство православия важнее политики». А ряд опрошенных «Вестями» экспертов даже выдвинул предположение: снятие анафемы – своеобразная компенсация за отказ даровать томос. «В принципе же, снятие анафемы может заменить томос, как упрощение визового режима в свое время было предоставлено в качестве замены обещаниям вступления в ЕС, — напомнила «Вестям» Дьяченко. – И, хочется верить, что это не будет использовано, как отмашка для захвата храмов канонической УПЦ».

Читайте также: