Сретение Господне 15 февраля 2019 года — церковный праздник

0
979

Содержание:

  • Сретение Господне 15 февраля 2019 — какой сегодня православный праздник по церковному календарю?
    • Что означает слово «сретение» и почему у православных этот праздник считается одним из главных?
    • Когда отмечается Сретение Господне в 2019 году
    • Что означает слово «сретение»?
    • Почему Мария и Иосиф прибыли в храм с сорокадневным Богомладенцем?
    • Кто такой Симеон Богоприимец?
    • Кто такая Анна-пророчица?
    • Смысл праздника Сретение Господне
    • Обычаи и традиции на Сретение Господне
    • Сретение Господне: как проходит служба в церкви
    • Иконография Сретения Господня
  • Поздравления со Сретением Господним в стихах

Сретение Господне 15 февраля 2019 — какой сегодня православный праздник по церковному календарю?

15 февраля (2 февраля по старому стилю) православные отмечают великое Сретение Господне. В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества. Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года.

Что означает слово «сретение» и почему у православных этот праздник считается одним из главных?

Пасха, Рождество, Троица, Вербное воскресенье – эти церковные праздники знают, пожалуй, все. А 15 февраля православные отмечают великое Сретение. В этот день вспоминают события, описанные в Евангелии от Луки, – встречу младенца Иисуса со старцем Симеоном в Иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Когда отмечается Сретение Господне в 2019 году

Сретение всегда выпадает на 15 февраля. И никогда не сдвигается, в отличие от многих церковных праздников. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день – 14 февраля.

Что означает слово «сретение»?

Сретение переводится с церковнославянского как «встреча». Этот праздник описывает встречу, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма, чтобы принести установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. После совершения обряда они уже хотели покинуть храм. Но тут к ним подошел древний старик, который считался самым старым человеком в Иерусалиме, по имени Симеон.

Почему Мария и Иосиф прибыли в храм с сорокадневным Богомладенцем?

В то время с рождением в семье ребенка у иудеев было две традиции. Женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском храме сорок дней, если она родила мальчика. Если же в семье родилась дочь, то должно было пройти 80 дней. Как только срок истекал, мать должна принести в храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения – годовалый ягненок и жертва во оставление грехов – голубка. Если же семья была бедной, то вместо ягненка можно было принести голубку.

Кроме того, если в семье рождался мальчик, то мать с отцом приходили на сороковой день в храм с новорожденным для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта – освобождения от четырехвекового рабства.

Несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия, семья из уважения перед иудейским законом решила принести жертву. Очистительной жертвой Марии и Иосифа стали два голубка – семья была небогатой.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из 72 ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. В храме старец оказался неслучайно — его привел Святой Дух. Когда-то давно Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Ученый усомнился, что дева, то есть девственница, может родить, и решил исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел, который запретил ему это сделать. Также он сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.

В тот день, когда Мария с Иосифом пришли в храм с младенцем на руках, пророчество исполнилось. Симеон взял на руки младенца, рожденного от Девы. Старец мог спокойно умереть.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца или иначе «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Смысл праздника Сретение Господне

Сретение – это встреча с Господом. Пророчица Анна и старец Симеон оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример, как принять Господа с чистым и открытым сердцем. Сретение – это не просто великий праздник и день из далекой новозаветной истории. Пожалуй, каждый человек хотя бы раз в жизни оказывается в доме Божием – в храме. И там происходит его личное Сретение – встреча с Христом.

Обычаи и традиции на Сретение Господне

Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году. Митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал свой требник. Автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне – Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне – Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге. В народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.

В этот день стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Какая погода будет весной, определяли по этому дню. Считалось, если на Сретение холод, то и весна будет холодной. Если оттепель, то жди теплую весну.

Сретение Господне: как проходит служба в церкви

Двунадесятые праздники в православном календаре имеют особую важность для всех верующих. В эти дни желательно побывать в храме и помолиться.

Во время Сретения Господня в церкви проводится особая служба – читается праздничная литургия во имя Симеона Богоприимца, сына Божьего Иисуса Христа и матери его Девы Марии.

Во всех храмах страны зачитываются такие молитвы, как:

•Тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице;

•Кондак, посвященный Господу Богу;

•Величание празднику, обращенное к Иисусу Христу и Богородице.

По православным традициям Сретение считается днем очищения и ознаменования первой встречи зимы с весной. Во время церковной службы в этот праздник верующими людьми было принято освящать воду и свечи, которые потом использовали дома до следующей середины февраля.

Совет! Чтобы осветить свечу в храме, ее необходимо было зажечь напротив иконы Симеона, Иисуса или Девы Марии и помолиться, а затем забрать свечу и хранить ее в доме.

Принесенную домой из храма во время Сретения святую воду использовали для освящения семьи, скота, урожая, жилища. Для предотвращения появления каких-либо болезней у себя и близких, рекомендуется пить несколько глотков освященной во время Сретения воды каждый день.

Иконография Сретения Господня

Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. Первое упоминание о церковном праздновании Сретения относится концу IV века*, поэтому не удивительно, что спустя полвека художники находятся в поисках выразительного решения, еще только «нащупывают» оптимальный вариант.

Иконография Сретения Господня

Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент

Композиция имеет выраженный горизонтальный формат, продиктованный особенностями изобразительного пространства. Поверхность арки разделена на несколько горизонтальных регистров, в одном из которых и помещается сцена Сретения. В левой части изображена Богоматерь, протягивающая Младенца Симеону. Старец почтительно склонился, на его руки накинут край плаща — коснуться святыни можно только покрытыми руками.

Несколько непривычно то, что Богородицу и Симеона разделяет группа «второстепенных» персонажей: Иосиф Обручник, ангел и пророчица Анна. Их жесты могут быть непонятными современному зрителю. Так изображали в античном искусстве императоров, выказывающих свое августейшее согласие или благочестие, а также брачующихся лиц императорской фамилии. Тема благочестия созвучна событиям Сретения: Богомладенец, Богородица и Иосиф проявляют послушание Закону. Идея согласия также соответствует внутреннему смыслу праздника: происходит встреча Ветхого и Нового Завета, их согласие.

Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, что подчеркивается изображением аркады, поддерживаемой колоннами. Позади вышедших навстречу Богомладенцу иудеев, в глубине двора, располагается святилище, напоминающее по архитектуре классический античный храм с треугольным фронтоном и портиком. На фронтоне помещена женская фигура.

Искусствовед Андрэ Грабар высказал предположение, что это изображение богини Рима, которое помещалось на капитолийском храме. На римских монетах с изображением этого храма присутствовала надпись «Новый век». Возможно, эта античная фигура, «перемещенная» на фронтон Иерусалимского храма, должна была напоминать молящемуся о Новом веке Христа.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.

При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.

Поздравления со Сретением Господним в стихах

Сретение Господне — есть повод вас поздравить,
Душевного тепла вам и счастья пожелать,
Желаем вам заботы и все дела оставить,
В семейной обстановке чтоб праздник отмечать!

Желаю вам уюта, любви и настроения,
Пусть будет Божья помощь для вас как оберег,
Пусть будет в жизни светлые, приятные мгновения,
И вовсе не пугают мороз, метель и снег!

Со Сретением Господним поздравляю,
Пожелаю вам благих счастливых дней,
Пусть не будет доброте душевной края
В свете истины божественных лучей.
В день, когда младенца пресвятого
Принесли для посвященья Богу в храм,
Вам желаю веры и покоя,
Сбыться всем прекрасным чудесам!

Сретенье Господне здесь!
Праздник величайший есть,
Он для радости дается,
Пусть же каждый улыбнется!
Чаще Бога вспоминай,
И молись – не забывай,
Что просящему дается,
Все хорошее вернется!

Сретение, Сретение,
Даруй нам настроение,
Даруй благословение,
И душу просвети!

Мы празднуем Сретение —
Иисуса в храм вхождение,
Молитвой чистой, радостной,
Мы праздник освятим!

Желаю люду славному,
Святому православному,
Чтоб чувством светлым, благостным
Наполнились сердца!

Дней христианских праведных,
Поступков только правильных,
Молитвой чтите искренней
Всевышнего Творца!

Сретенье Господне!
С праздником тебя!
Радости, любви, вешнего тепла!
Пусть в душе, что тайно грустью пленена,
Снег повсюду стает и придёт весна!

На Сретение Господне
Повстречаются сегодня
Очень лютая зима
И красавица-весна.

Заведут свой вечный спор:
Быть зиме, до каких пор?
Может нужно уступить
И весну к нам пропустить?

Нет! — ответила зима, —
Буду я ещё сама
Вас морозом морозить,
Чтоб весну к вам не пустить!

Солнце скоро спор решит
И весна к нам поспешит.
Со Сретеньем поздравляем,
Жить по вере всем желаем!