Купеческие дома на Пятницкой стали памятником архитектуры

0
514

Купеческие дома на Пятницкой стали памятником архитектуры

Ансамбль из двух жилых домов в центре столицы получил статус объекта культурного наследия регионального значения, сообщил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Здания расположены на ул. Пятницкая, д. 2/38, стр. 1 и 2. Ансамбль из двух купеческих домов с торговыми лавками конца XVIII-XIX века полностью сохранил свой исторический облик. Это типичный для конца XVIII-XIX века образец купеческой малоэтажной застройки Замоскворечья.

«Пятницкая – уникальная улица, своеобразная машина времени. По ней можно проследить историю нашего города. Большая часть домов – памятники архитектуры разных эпох: тут и палаты XVII века, и особняки XVIII века, и усадьбы XIX века. Но при этом она органично вписывается в повседневную московскую жизнь», – сказал А. Емельянов.

На первом этаже бывших купеческих домов находились торговые лавки и мастерские, на втором – квартиры. В начале XX века здесь работал один из первых в Москве кинотеатров – синематограф Белоярцевой.

История домов на Пятницкой начинается в конце XVIII века. Сначала на этом месте находился казенный питейный дом, который сгорел в середине столетия. Возможно, именно на его уцелевшем фундаменте в начале XIX века и возвели двухэтажные каменные палаты в 15 покоев с постоялым двором. Позже они стали собственностью купца Ф. Кузнецова.

Современный вид архитектурный ансамбль приобрел в 1880 году. Здания объединили, а их протяженный фасад оформили в стиле эклектики. Его центральную часть украшают фигурный аттик (декоративная стенка над венчающим здание карнизом), профилированные карнизы, лепной декор в виде фигурных кронштейнов и рустованные пилястры (накладные плоские колонны из необработанного камня).

Скругленный угол дома на пересечении Пятницкой улицы и Кадашевской набережной украшен слуховым окном и лепными медальонами.

По словам А. Емельянова, ансамбль имеет и мемориальную ценность. С 1917 по 1930 год здесь жил художник, основоположник советского музееведения и реставрационного дела Игорь Грабарь (1871-1960). С 1913 по 1925 год он возглавлял Третьяковскую галерею, а с 1926-го вместе с ним в квартире обосновался его брат – юрист и профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Грабарь (1865–1956).

Статус объекта культурного наследия обеспечивает ансамблю государственную охрану. Его запрещено сносить или изменять его исторический облик, а любые ремонтные и реставрационные работы обязаны проводить по согласованию с Департаментом культурного наследия и под контролем специалистов ведомства.