Анатомия странного бунта
Поделиться
Неожиданная переброска в Казахстан коллективных миротворческих сил ОДКБ порождает много споров в нашем обществе. Ведь еще буквально вчера мало кто предполагал подобное развитие событий. Считалось, что с причинами «внутренней дестабилизации в стране» казахские власти разберутся сами. Свое мнение о ситуации высказал политолог Аркадий Дубнов.
Казахские силовики в Алма-Ате
Фото: AP
— Ввод миротворцев в Казахстан может оказаться обоснованным. Однако основания для такого решения мне кажутся малоубедительными. То, что сказал президент Токаев о «действующих по сути международных бандах» — это звучит не очень внятно.
Так называемые международные банды состоят из казахов «внутреннего» происхождения. Они пришли не из России через Оренбург и не из Узбекистана через Чимкент. Они местные жители, при чем тогда здесь международные банды? Разговоры о том, что они где-то прошли специальное обучение – все это липа. А где был Комитет национальной безопасности Казахстана? Который еще вчера, 5 января, ничего не говорил о том, что в стране орудуют международные террористические банды? Это все повод обратиться к ОДКБ с просьбой ввести войска.
Другое дело, что эти банды начали себя проявлять с середины 5 января. И это уже не те люди, которые первоначально выходили на площади и вступали в столкновения с ОМОНом. Они хорошо организованы, вооружены, ими кто-то управляет. Совсем другая история. У меня ощущение, что они выведены некоторыми бывшими казахстанскими силовиками, отправленными в отставку. Ведь Токаев начал очень сильно давить на назарбаевское окружение.
— Буквально вчера в середине дня Дмитрий Песков говорил, что в Москву не поступает никаких предложений с просьбой о помощи и никакой причины для внешнего вмешательства мы не видим. А через сутки получается, что произошло что-то чудовищное, на улицах люди непонятного происхождения. И в России уже готовые к отправке миротворцы. Возможно, проигрывается новый сценарий, с привлечением к разрешению этого кризиса стран-членов ОДКБ.
— С точки зрения большой политики мы входим российскими славянскими силами в азиатскую страну. Отдаем себе отчет – к чему это может привести? Хорошо, если наши военнослужащие будут сидеть в казармах или охранять жизненно важные инфраструктурные объекты в Казахстане. Но вдруг кто-то из казахов начнет палить, что тогда?
И потом – не могу понять: что это за мирные протестующие, которые погибли в ходе столкновений? О них сообщается в СМИ, их несколько десятков, это очень много! Но где их имена, как и где это произошло? На сей счет никаких свидетельств казахские власти не представляют.