«В СССР входила Германия»: молодежь бывших советских республик забыла историю

0
201

Советский Союз уступил по значимости эпохе Тамерлана

Поделиться

С распада Советского Союза прошло 30 лет. За это время выросли поколения, которые знают о бывшем СССР только из учебников и по рассказам родных. Мы попытались выяснить, какое мнение сложилось о бывшей большой стране у молодежи в странах СНГ.

«В СССР входила Германия»: молодежь бывших советских республик забыла историю

Фото: pixabay.com

Белоруссия во многом сохранила советское наследие. И даже символика страны не сильно отличается от государственной символики тех лет. Рассказы белорусов о советской эпохе мало чем отличаются от представлений большинства россиян – талоны, очереди и дефицит продуктов, пионеры и красные галстуки. О том, что они знают о СССР, «МК» рассказали молодые жители Белоруссии.

Алене 28 лет, в год ее рождения в стране происходили события, определяющие все дальнейшее развитие государства. В руководстве страны шел жаркий спор – стать частью договора о коллективной безопасности СНГ или же сохранить нейтралитет. За сотрудничество с Россией выступили большинство членов парламента под предводительством премьер-министра Вячеслава Кебича. А спустя год в Белоруссии появился первый президент – с огромным разрывом победу на выборах одержал Александр Лукашенко, заручившийся поддержкой 80% граждан.

Политические события тех лет в семье Алены не обсуждают, но отношение ко всей советской эпохе однозначно негативное. «Самое яркое, что я запомнила из разговоров с родителями – дефицит, ничего невозможно было достать, — говорит девушка. — Прилавки в магазинах были всегда пустые. И получается, что деньги были, а купить было нечего. Продавщицы были наделены некоторой властью, поскольку распределяли, кому дать качественный товар, а кому похуже. Поэтому они могли себе позволить вести себя очень грубо, если пойдешь за продуктами, то тебя обязательно облают».

Ее детство прошло в небольшой деревне под Минском. Чтобы лишний раз не стоять в очередях, родители девушки организовали собственное хозяйство. «Наша семья держала корову, свинью, козу, были курицы. Молочная продукция была своя, овощи тоже сами выращивали.

Мебель заказывали за несколько месяцев. Для этого нужно было встать в очередь и ждать, когда тебе позвонят или письменно пригласят, чтобы ты наконец-то смог купить шкаф. Может быть, в крупных городах было жить попроще, но у нас было так», — отметила наша собеседница.

Она обратила внимание на разницу современных людей и людей советской закалки, самое главное отличие – бывшие граждане СССР во всем полагаются на собственные силы. «Мои родители умеют шить, чинить и мастерить, — перечислила девушка. — До сих пор выращивают картошку. Мне это не понятно: зачем надрывать спину, когда можно пойти и купить, будто у них там какая-то картошка особенная в огороде? Если что-то ломается, то мы несем в ремонт, а они починят сами. Они считают, что сейчас мы живем лучше, чем во времена СССР, потому что сейчас больше возможностей. По крайне мере, можно поехать куда захочешь».

Однако по воспоминаниям родных она знает и много позитивного: что во времена СССР люди были добрее и проявляли взаимовыручку. «Детей можно было отпускать гулять во двор без присмотра, все знали, что вот эта девочка из такой-то квартиры и все друг за другом присматривали. Дефицит продуктов и трудности как бы сближали людей и всем приходилось быть добрее друг другу. Потому что, скажем, нужна тебе соль или помощь, в любом случае пойдешь к соседу».

В 1990 году Верховный Совет Белорусской ССР объявил белорусский язык единственным государственным, после этого учебные заведения начали массово переводить на белорусский язык обучения. Но уже в 1995 году прошел референдум, на котором 83,3% населения проголосовало за придание русскому языку статуса второго государственного. С тех пор русский язык начал вытеснять белорусский из всех сфер жизни. Школьную программу опять начали преподавать на русском, но добавили отдельный предмет «белорусский язык».

Отношение учащихся к нему было неоднозначное. «Я вообще не понимала, зачем он нужен и очень плохо его учила. Я думала, что есть английский и русский – зачем еще один, если в жизни мне он не пригодится. Сейчас, конечно, жалею, что не выучила», — добавил Алена.

Жителю Минска Роману в ноябре исполнилось 26 лет. В 1995 году, когда он родился, Лукашенко получил право на досрочный роспуск парламента, и Белоруссия приняла государственную символику, которая от советской отличалась только парой элементов. По мнению Романа, на всем постсоветском пространстве Белоруссия больше всех сохранила наследие СССР. 

«У всех людей, зарабатывающих на жизнь своим трудом, отношение к Советскому Союзу не может быть никаким, кроме негативного, — говорит Роман. — Я себя причисляю к таким людям. Мой дедушка был профессором в Белорусской академии наук, и его зарплата была е лишь в полтора раза выше, чем зарплата обычного рабочего».

Он отметил, что низкие цены на продукты в то время – это миф, поскольку курицу хорошего качества было не найти, а посиневшие тушки на прилавке могли стоить по 4 рубля, и это при средней зарплате в 150 рублей.

«Эта система могла функционировать, исключительно основываясь на лжи, обязаловке и на политике двойных стандартов. Экономика в таких условиях будет только деградировать, что и показал опыт СССР. Все достижения после Второй мировой войны появились благодаря высоким ценам на нефть и полностью ресурсно-ориентированной экономике. Причем большая часть этих ресурсов расходовалась на формирование военной мощи и построение сильной обороноспособности. Да, мы отправили человека в космос, было самое большое количество танков, но при этом было сложно достать обычную картошку, чтобы она была не сгнившей, а туалетную бумагу вообще не производили до начала 80-х годов».

В семье Романа очень хорошее отношение к Михаилу Горбачеву, поскольку при нем «стало возможно дышать и появилась дискуссия», кроме того, стало очевидно, что большинство жителей не поддерживают и не верят в Советский Союз.

«Причиной развала СССР стала упавшая в 80-х годах цена на нефть, что только доказывает невозможность существования социалистического или коммунистического общества в целом. Эта система может поддерживаться только зверскими репрессиями. Количество расстрелянных людей, количество работавших в лагерях – это ужасает. Все это происходило на глазах моих дедушек и бабушек».

В Белоруссии также были националистические настроения, но это было не так заметно, как в других республиках. Жители выступали за сохранение идентичности и белорусского языка. «Советский Союз послужил тому, что многие национальные республики, в том числе Беларусь, практически потеряли свою идентичность, — считает Роман. —  Люди пытались бороться за культуру и белорусский язык. Проходили марши, но они жестко разгонялись властями, которые боялись любых больших объединений.»

Страны Центральной Азии не выступали за отделение от Советского Союза. В Казахстане за сохранение Советского Союза, например, проголосовали 94,1% избирателей, пришедших к урнам, а в Киргизии – 94,6%. Однако, спустя 30 лет, дети участников референдума зачастую не знают, чем был СССР.

Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева родилась в 1974 году. По ее словам, в целом у нее сохранились теплые воспоминания о Советском Союзе, хотя были и проблемы. Например, в 9 классе она столкнулась с дефицитом одежды, кроме того, была нехватка яиц, а в 5-м классе почему-то не хватало молока. «При этом было ощущение, что мы живем в одном из сильнейших государств мира. Все мы испытывали гордость за нашу страну. Например, я была очень счастлива от того, что была октябренком и пионером, а вот комсомолкой стать не успела», — вспоминает Умбеталиева.

Но после алма-атинских событий 1986 года классы разделились на русские и казахские, и между ними постоянно были драки. «Причем, если казах учился в русском классе, то ему тоже доставалось от казахского класса. Остановить это было очень тяжело. Мальчики всегда ходили побитые», — говорит директор Центральноазиатского фонда развития демократии.

В 1990-м году у Толганай родилась сестра. «Как-то раз, когда она училась в пятом классе, мы сидели с ней на кухне, и вдруг она заявила, что у нас на столе ничего нет, прям как в Советском Союзе. Я попыталась у нее выяснить, как она себе представляет те времена, и оказалось, что, по ее мнению, тогда жили какие-то дикие люди, чуть ли ни пещерные», — вспоминает политолог.

Умбеталиева рассказала, что в 2021 году ее фонд проводил фокус-группы среди молодежи. Тогда некоторые респонденты, в основном мальчики, говорили, что их родители боятся полицейских и чиновников, потому что они выросли в Советском Союзе. «При этом один парень утверждал, что он вырос после СССР, поэтому никого не боится и даже заставляет представителей власти отчитываться перед ним. Включает видеокамеру, когда общается с полицейскими, — рассказывает Умбеталиева, — У некоторых детей, наоборот, романтическое представление об СССР. Но большинство считает, что там ничего не было, все всего боялись, были очереди и так далее»

Эксперт полагает, что ключевую роль в данном случае играло не воспитание внутри семьи. «Например, мой папа про СССР начал рассказывать только в старости. А когда мой брат отправил сына на курсы английского языка, тот сходил туда один раз, а потом заявил, что больше не пойдет, потому что там учится русская девочка. Мы все были в шоке. В нашей семье всегда говорили по-русски, и никто никогда не позволял себе разжигать какую-то межнациональную вражду. Брат решил, что ребенок принес это из школы, поэтому ее быстро сменили, а племянника стали перевоспитывать. В результате он уже получил грин карту и собирается переезжать в США», — привела пример Умбеталиева.

По ее словам, сейчас Советский Союз ассоциируется у жителей Казахстана с русскими и Россией, хотя еще 30 лет назад СССР считался страной всех народов, которые в него входили. Москва была столицей родины, а Алма-Ата в таком статусе не выступала.

Впрочем, как бы ни менялось восприятие Советского Союза, одно осталось неизменным. Лидера Казахской ССР Динмухамеда Кунаева по-прежнему считают сильнейшим казахским политиком. В том числе, молодежь упоминает его в таком статусе чаще, чем первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Житель Киргизии Байел Исаев, родившийся в 2000 году, признался корреспонденту «МК», что заинтересовался Советским Союзом после того, как разочаровался в либертарианстве. «В какой-то момент эта идеология перестала отвечать на мои вопросы. Я не мог понять, почему одни страны богатые, а другие бедные. И тут я начал читать левую литературу. Плюс к этому я был волонтером в Красном полумесяце», — говорит Исаев.

Он рассказал, что положительно относится к советскому прошлому. При этом его политические взгляды сформировались уже после школы. «Если вкратце, то школьный курс преподносит историю Киргизии примерно так: до 1917 года был кромешный ужас, потом произошли позитивные реформы, в 1937 году снова ужас, потом война, развитие и Брежнев, при котором половина населения пила, а вторая половина воровала. В конце концов, к власти пришел хороший человек Горбачев, при котором почему-то развалился Советский Союз», — пересказывает собеседник «МК».

Исаев считает, что его сверстники, как правило, безразлично относятся к прошлому своей страны. «Большинство знает, что когда-то была война, деды воевали и так далее, но больше их ничего не интересует. Многие не знают, как расшифровывается СССР, какие республики в него входили, что такое коммунизм, социализм, интернационал, Коминтерн и так далее.

Лишь малая часть молодежи относится к СССР позитивно. Есть и те, кто считают, что надо открыть секретные архивы, потому что там якобы хранятся материалы, доказывающие людоедство советского режима. Обычно к этому призывают националисты и либералы, но и проблема в том, что они никак не могут найти своего идейного лидера в прошлом. Куда ни глянь одни коммунисты, приходится списывать их членство в партии на вынужденный шаг патриота», — рассказывает левый активист.

При этом Исаев отметил, что молодежь поддается левой агитации: «Недавно я с товарищами участвовал в либеральном форуме, продавали там марксистскую литературу, раздавали буклеты и так далее. Многие подходили и с интересом спрашивали о классовой борьбе, построении справедливого демократического общества»

Приглашенный исследователь в Университете Джорджа Вашингтона и преподаватель в Вебстерском университете в Ташкенте Нозима Давлетова родилась в 1988 году. По ее словам, большая часть молодежи не осведомлена о советском прошлом, если только сфера их обучения не связана непосредственно с историей или политическими науками.

«Отношение молодежи к Советскому Союзу, скорее, нейтральное, но многое зависит от того, как СССР воспринимают их родители, бабушки и дедушки. Молодёжь, родившаяся в годы независимости, знает об СССР только из учебников и рассказов предыдущих поколений, соответственно, ими он воспринимается как часть истории, неведомая для них лично», — говорит Давлетова.

По ее слова, современная молодежь в Узбекистане формируется в условиях цифрового века. Ее приоритеты, идеалы и ролевые модели очень далеки от тех, которые были в период СССР. Кроме того, симпатиям и интересу к советскому атеистическому прошлому не позволяют развиться традиционализм и религиозность.

«Не думаю, что общая масса знает о таких терминах, как Коминтерн, Интернационал и так далее. Я думаю, что даже специалисты в данной области больше будут знать о левых идеях марксизма и неомарксизма, получивших влияние на современном Западе, нежели в советском прошлом», — считает Давлетова.

Научный консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров родился в 1996 году в Самарканде. Он считает, что отношение его сверстников к Советскому Союзу во многом зависит от уровня образования и возраста.

«Например, мои братья и старшие товарищи, родившиеся в 1980-е годы, воспринимают СССР с небольшой ностальгией, считают, что тогда все было стабильно и предсказуемо. Более молодые люди или совсем не имеют никакого представления о том времени, или ограничиваются какими-то шаблонами. Я думаю, что многие не смогут расшифровать аббревиатуру СССР или сказать, какие республики в него входили. По крайней мере, 80% моих одноклассников не смогли бы этого сделать. Например, в 7 классе моя одноклассница сказала, что в СССР входила Германия», — говорит Умаров.

Кроме того, он считает школьные учебники истории в Узбекистане русофобскими. «Во-первых, не используется термин Великая Отечественная война, а День победы называют Днем памяти и почестей.

Во-вторых, в учебниках в главах, посвященных этому периоду, рассказывается исключительно о роли Узбекистана в войне, все остальное перечисляется общими мазками. Ну и в целом истории Советского Союза уделяется мало внимания, если роль Узбекистана в событиях незначительна или ее вовсе нет. Фокус делается на эпохе Тамерлана, а история СССР воспринимается как временный этап, на котором страна потеряла свою самостоятельность, а теперь все возвращается на круги своя», — заявил эксперт.

Говоря о том, почему молодежь не интересуется советским прошлым, Умаров отметил, что она в принципе мало интересуется политикой, и власти поддерживают такие настроения. «В Узбекистане даже среди профессиональных политологов мало людей, которые могут адекватно воспринимать то, что происходит в стране и мире. В публичном пространстве практически нет дискуссий по политическим вопросам. Студенты тоже не собираются для того, чтобы обсудить какую-нибудь книгу. Государство довольно тем, что у населения нет интереса к истории, в том числе к советскому прошлому, и старается удержать эту ситуацию», — сказал Умаров.