Опалубка является временной конструкцией, используемой при строительстве бетонных перекрытий, монолитных стен и колонн. Из года в год монолитное строительство становится все более популярным, так как посредством данной технологии можно возвести сооружение любой сложности. В этом случае не нужно отталкиваться от стандартных размеров плит перекрытия. К тому же, в монолитных конструкциях отсутствуют швы и пустоты, что делает их прочными, сейсмостойкими, тепло- и шумоизолированными.
В монолитном строительстве необходимость в опалубочной конструкции возникает уже на стадии обустройства фундамента. Причем своей актуальности она не теряет и на последующих этапах — возведении стен и перекрытий.
Залог качественной бетонной поверхности — правильный монтаж опалубки, поэтому данный вопрос следует рассмотреть более детально.
Основные аспекты, требующие внимания при монтаже опалубки перекрытий:
- Прежде чем браться за установку опалубки перекрытия, необходимо завершить работы по подготовке прочного основания для стоек (заливка чернового пола). Следует отметить, что вес 1 м3 армированного бетона, используемого в монолитном строительстве, составляет около 2,5 тонны. Следовательно, перекрытие, площадь которого 100 м2, а толщина 200 мм, будет весить 50 тонн;
- В работе нужно учитывать пролет между стенами/колоннами. Оптимальным расстоянием между опорами для перекрытия считается 6 м. Если расстояние превышает отметку в 6 м, то требуется усиление монолитной плиты, которое выполняется посредством специальной арматуры /балок;
- Приступать к монтажу опалубки можно после грамотного расчета толщины перекрытий. При этом следует предусмотреть обязательные проемы под лестничный марш, вентиляционную систему и т.д.
Не выдержать нагрузку и обвалиться может только та опалубка, которая неправильно рассчитана. Есть еще ода причина — плохая фиксация стоек треногами.
Телескопическая стойка является главным несущим элементом опалубочной системы. К ней предъявляются требования относительно соответствия высоте этажа и максимальной нагрузке плиты перекрытия. Стойки располагаются с шагом в два метра, начиная от несущей стены. На них устанавливаются так называемые короны, в которых размещаются направляющие балки. Затем на эти балки укладываются поперечные ригеля, между которыми должно соблюдаться расстояние в 0,4-0,7 см.
Формующая поверхность опалубки, как правило, представляет собой ламинированные листы фанеры, стойкие к влаге, с размерами 1,25×2,5 м и толщиной 21 мм. Укладка этих листов на балки производится вдоль стены, начиная с угла. Фанеру можно подрезать под требуемый размер.
Обычно, в комплекте с опалубкой идет схематический план ее монтажа, согласно которому сборка конструкций выполняется достаточно быстро. Установив и нивелировав опалубку, по периметру выставляется отсечка, высота которой должна быть больше толщины перекрытия. В качестве отсечки может использоваться отрезная доска, прикрепляемая к опалубке по периметру.
Прямо перед процедурой вязки арматуры стыки между фанерными листами проклеиваются самоклеющейся лентой, чтобы избежать вытекания молочка из бетона. Далее на фанеру наносится специальная смазка, предотвращающая слишком жесткое сцепление бетонной поверхности с элементами опалубки. После армирования и перед бетонированием следует произвести нивелировку опалубки под нагрузкой и проверить, соответствует ли монтаж опалубочной конструкции схемам и расчетам.
Как демонтируется опалубка?
Правильно разобрать опалубочную конструкции не менее важно, чем ее собрать, особенно, если она арендована. Приступать к демонтажу опалубки можно лишь тогда, когда монолитная плита перекрытия наберет прочность, составляющую 70% от проектной (к примеру, бетону марки В 25 требуется в среднем неделя, чтобы достичь данного показателя).
Опалубка перекрытия разбирается последовательно элемент за элементом. Процедура демонтажа состоит из следующих этапов:
- отделение бортика отсечки по периметру плиты;
- опускание стоек где-то на 4 см. Здесь необходимо убедится, что фанерные листы отошли от перекрытия и легли на балки;
- опрокидывание поперечных балок (речь идет о балках, находящихся на стыках фанер);
- снятие фанерных листов;
- снятие балок (вначале снимаются поперечные, а потом — продольные);
- снятие треног, стоек, корон.
За более детальной информацией об особенностях сборки/разборки опалубочных систем можно обратиться к специалистам, которые продают данное оборудование или сдают его в аренду.