История строительства дорог общественного пользования и специального назначения насчитывает многолетний опыт применения различных стройматериалов. Но только с началом использования бетона появилась возможность возводить по настоящему долговечные пути сообщения для различных видов транспорта.
В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет бетонное дорожное покрытие, каковы особенности его изготовления и как оно применяется по назначению. Итак, что собой представляет этот уникальный стройматериал и что его отличает от традиционных разновидностей цементосодержащих растворов?
Основные особенности дорожных бетонов и ЖБИ на их основе
Железнодорожный бетон, равно как и аналоги, используемые при укладке автомобильных путей сообщения, относится к группе тяжелых плотных цементосодержащих растворов.
К такой категории материалов предъявляются особые требования в виду перманентных механических нагрузок, воздействия ультрафиолетового излучения, попадания влаги и различных химических соединений. Кроме того, на дорожное покрытие из года в год воздействуют отрицательные температуры, что особенно актуально применительно к непростым отечественным климатическим условиям.
Дорожные бетоны по ГОСТу должны отличать следующие качества:
- Приемлемая цена, в сравнении с обычными строительными растворами;
- Морозостойкость (параметры рассчитываются в соответствии с климатическими особенностями региона);
- Устойчивость к механическим нагрузкам;
- Устойчивость к истиранию верхнего слоя полотна;
- Гидрофобность покрытия (минимальная степень капиллярного просачивания влаги в толщу плит);
- Устойчивость к попаданию и долговременному воздействию агрессивных химических веществ и соединений (включая различные ГСМ);
- Точность конфигураций и типоразмеров (форма и размеры бетонных дорожных плит должны соответствовать единому стандарту).
Сфера применения готовых ЖБИ
ГОСТ на дорожные железобетонные плиты определяет применение этих изделий в качестве базы для устройства качественного и долговечного полотна автотранспортных трасс, трамвайных и ж/д путей, аэродромов и т.д. Также в соответствии с ГОСТ 21924.0-84 плиты, выполненные из специальных высокомарочных бетонов, могут быть использованы при постройке автобанов.
Основные разновидности и их состав
В соответствии с нагрузкой на поверхность покрытия и в соответствии с условиями эксплуатации дорог, различаются следующие категории бетонов:
- для однослойных монолитных покрытий;
- для двухслойных покрытий;
- для устройства основания капитальных сильно нагруженных конструкций, таких как аэродромы, магистральные трассы и т.д.
Современные дорожные бетонные блоки изготавливаются с применением тощих бетонов, которые характеризуются низким содержанием портландцемента и увеличенной долей щебня. Высокая прочность готовых ЖБИ достигается не за счет обилия высокомарочного цемента, а благодаря интенсивной уплотнительной укатке спецтехникой. При изготовлении блоков, вместо укатки, применяется воздействие прессом.
Бетонные дорожные плиты могут представлять собой монолитные конструкции, либо, в соответствии с параметрами расчетной нагрузки, могут быть выполнены в несколько слоев, имеющих разный состав и, как следствие, различные характеристики.
Важно: Независимо от количества слоев и назначения, плиты должны соответствовать повышенным требованиям в плане долговечности, износостойкости, механической прочности и устойчивости к негативному воздействию внешних факторов.
Особенности промышленного изготовления
Бетонное основание для дорожных знаков, равно как и само покрытие проезжей части, производится с применением промышленно изготовленных растворов. Рассмотрим особенности их изготовления.
При промышленном изготовлении тяжелых бетонов в качестве основы применяются пластифицированные или гидрофобные портландцементы. Содержание компонентов, входящих в состав готового раствора, варьируется в соответствии со спецификой использования готового покрытия.
Например, при формировании двухслойных фрагментов автотранспортных трасс для изготовления верхнего слоя применяются портландцементы с марочностью не ниже М-400. Кроме того, используется песок средних и крупных фракций, и среднеразмерный щебень (размер зерна не более 20 мм).
Важно: Используемый щебень должен иметь прочность на сжатие не менее 800 кг/м². При изготовлении раствора для формирования нижних слоев, можно применять крупнозернистый щебень с прочностью на сжатие не менее 600 кг/м². Также для этого слоя допускается применение цементов с меньшей марочностью, например М-300.
При промышленном изготовлении растворов для устройства покрытий ответственных и нагруженных трасс, расположенных в сложных климатических условиях, к составу предъявляются особые требования в плане морозостойкости.
Инструкция подбора ингредиентов, входящих в состав растворов, учитывает среднемесячные температурные показатели наиболее холодного времени года:
- В регионах со среднемесячной температурой -15°С применяются бетоны со степенью морозостойкости от F200.
- В регионах со среднемесячной температурой -5°С используются смеси со степенью морозостойкости F150;
- В других регионах используются смеси со степенью морозостойкости F100.
Часто для возведения сильно нагруженных дорог в состав заливочных смесей механизировано или своими руками добавляются минеральные гранулы. Такая засыпка утрамбовывается в верхние слои покрытия и повышает его износостойкость, продлевая, таким образом, эксплуатационный ресурс полотна.
Эта технология повсеместно используется при строительстве взлётных и посадочных полос аэродромов, а также при обустройстве подъездных путей к погрузочно-разгрузочным терминалам и т.д.
Вывод
Теперь вы имеете общее представление о материалах и технологиях, с применением которых изготавливаются бетонные дорожные трубы и плиты. Знание производственных особенностей и требований, предъявляемых к таким ЖБИ, позволяет выбрать то изделие, которое в максимальной степени соответствует вашим потребностям.
Остались вопросы, требующие пояснений? Больше полезной информации вы сможете найти, посмотрев видео в этой статье.