«Казахстан в российско-американских отношениях может заменить Украину»
Поделиться
В Женеве стартовали российско-американские консультации по гарантиям безопасности. Центральным вопросом обозначен проект договора, который Россия направила США и их союзникам в середине декабря. В него включены положения о сокращении числа военных учений, взаимном неразмещении ракет средней и меньшей дальности в зоне досягаемости друг друга и отказе от дальнейшего расширения НАТО за счет постсоветских республик. Политолог рассказал, как на переговорный процесс повлияют события в Казахстане.
Фото: AP
Встреча РФ и США в Женеве проходит в закрытом формате. Российскую делегацию возглавили замминистра иностранных дел Сергей Рябков и заместитель министра обороны Александр Фомин, а американскую — первый замгоссекретаря Соединенных Штатов Уэнди Шерман.
Накануне стороны провели предварительные переговоры в формате рабочего ужина. Замглавы российского внешнеполитического ведомства отметил, что разговор был сложным, но деловым.
США еще до начала переговорного процесса подчеркивали, что некоторые предложения России для них неприемлемы. В Москве, в свою очередь, заявляли, что проект не носит ультимативного характера, однако на односторонние уступки, тем более под давлением, страна не пойдет. Тем не менее Рябков не исключил, что консультации с американской стороной ограничится одной встречей и смысла продолжать их не будет. Однако, по его словам, это грозит новым витком конфронтации.
Напомним, переговоры о гарантиях безопасности пройдут в три этапа: 12 января, через два дня после встречи в Женеве, в Брюсселе состоится заседание Совета Россия — НАТО, а на следующий день — консультации на венской площадке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
«На сегодняшний день можно с полной уверенностью сказать, что ситуация в Казахстане и, в частности, ввод российских войск на территорию этой страны, повлияли на консультации между РФ и США по гарантиям безопасности самым негативным образом, – комментирует «МК» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. – Хотя американская делегация и не связывает эти факторы напрямую, тень казахстанских событий будет постоянно висеть над столом переговоров в Женеве, Брюсселе и Вене.
Соединенные Штаты, судя по их предварительной реакции, пока не сделали далеко идущих выводов относительно этой ситуации. А она с каждым днем становится все более непредсказуемой. Американцам надо еще самим разобраться, что происходит в Казахстане и понять, какие шаги предпринимать, когда волна насилия спадет».
По словам эксперта, казахский фактор носит для Вашингтона двойной характер. С одной стороны, Россия еще до Нового года заявляла, что, если она не получит советующих гарантий от США и НАТО в отношении своей безопасности, то будет действовать достаточно решительно. И на Западе в данном случае понимали, учитывая концентрацию войск вокруг украинской границы, что РФ в любой момент может применить силу.
«Неожиданно ситуация в Казахстане показала, что Москва ради обеспечения своих жизненно важных национальных интересов в действительности может применить силовые методы и что с этим, безусловно, нужно считаться, – продолжает политолог. – Поэтому сегодня Казахстан в российско-американских отношениях может в каком-то смысле заменить Украину. США понимают, что с Россией надо вести себя крайне аккуратно и осторожно, и что ее претензии родились не на пустом месте.
С другой стороны, российская сторона долго и последовательно отрицала, что может применить силу в отношении Украины. Этому, разумеется, не верили в Вашингтоне. Многие американские аналитики не раз отмечали, что подобный шаг может только осложнить перспективы заключения гарантий, перспективы которых за последние года и так стали весьма туманными.
Более того, Запад прекрасно понимает, что те гарантии, которые он может дать, вовсе не являются панацеей от того, что Россия не будет применять силовые методы, считая, что при каких-то изменениях положения на мировой арене она может полагаться на юридический документ, а не на собственные силы.
В любом случае Казахстан изменил перспективы текущего раунда переговоров, который начался 10 января и закончится к концу недели. И сегодня основная дискуссия упирается в еще одну серьезную проблему, которая связана с намерениями и целями президента России Владимира Путина.
До конца года было понятно, что речь на консультациях между Москвой и Вашингтоном пойдет исключительно об элементах безопасности. Так сказать, форма соответствовала содержанию, а те документы, которые отправили в США и НАТО, были самоисчерпывающимися. Однако на сегодняшний день в Америке не совсем понимают, чего именно хочет российский лидер.
По мнению большинства западных аналитиков, вся идея этих переговоров связана с желанием Путина оставить значимый след в истории. Сегодня эти договоренности – его попытка остаться в памяти россиян и летописи РФ великим политическим деятелем. Это является стратегическим замыслом российского лидера и определяет и политику 2014 года в отношении Крыма, и сейчас в отношении Казахстана.
И в этом плане западные державы оказались на распутье. Они не понимают, нужно ли сейчас идти навстречу Путину, ведь это только укрепит его престиж как внутри страны, так и за ее пределами.
А Казахстан как раз показал, что стратегические цели у российского лидера имеются. Речь – об укреплении влияния Россия на постсоветском пространстве. И Запад, конечно, не хотел бы в этом помогать Путину.
Поскольку переговоры отчасти связывается с целями Путина в отношении его политического будущего и места в истории, США оказались в некой растерянности. Они не знают, как вести себя в этих вопросах. Надо ли противодействовать или же смотреть на это сквозь пальцы. В любом случае это добавляет в ситуацию неопределенности. Запад пока не составил представления о стратегии поведения российского лидера, что, безусловно является фактором паралича результативности переговоров в Женеве».