Двадцать золотых слитков ждут новых дайверов
Поделиться
Исполнилось 105 лет одной из самых «эксклюзивных» морских катастроф в истории. 25 января 1917 года подорвался на мине и затонул лайнер «Лаурентик». При кораблекрушении погибло более 350 человек, но не внушительным количеством жертв примечательна данная трагедия, а тем, что вместе с кораблем ушли на дно 43 тонны золотых слитков, находившихся в трюме. Операция по спасению этих ценностей растянулась на долгие годы и не имела равных себе по сложности подводных «кладоискательских» работ
Фото: en.wikipedia.org
«Лаурентик» можно пожалуй назвать «дядей» знаменитого «Титаника». Оба океанских лайнера принадлежали известной компании White Star Line и были предназначены для скоростных перевозок пассажиров через Атлантику.
Некоторыми интересными подробностями из биографии «золотого» корабля поделился с корреспондентом «МК» Дмитрий Мазур – историк, специализирующийся на морской тематике.
— Это пассажирское судно начали строить в 1907 году, за несколько лет до появления семейства супер-лайнеров «Олимпик-Титаник-Британик». По своим характеристикам «Лаурентик» был куда скромнее их, но, все равно, выглядел очень внушительно – водоизмещение 15 тысяч тонн, длина 172 метра, максимальная ширина более 20 метров, пять палуб… При создании судна кораблестроители постарались предусмотреть максимально возможный по тем временам комфорт для богатых пассажиров.
Корабль был введен в эксплуатацию весной 1908-го и на протяжении нескольких последующих лет совершал регулярные рейсы из английского Ливерпуля в порты США и Канады.
Интересно, что «Лаурентик» привлекли к спасательным работам, организованным на месте гибели «Титаника». Неделю спустя после знаменитой морской катастрофы, 21 апреля 1912 года лайнер прибыл в тот район, где ушел под воду его «племянник». Команда судна получила задание тщательно обследовать эту часть акватории Атлантики в поисках остатков кораблекрушения. Однако, судя по докладу капитана, никаких следов недавней трагедии на поверхности воды обнаружить не удалось.
1-я мировая война круто изменила судьбу корабля. Огромный и достаточно быстроходный лайнер был реквизирован для нужд британских военно-морских сил. Сперва «Лаурентик» приспособили к роли транспортно-спасательного судна (на нем перевозили в том числе и захваченных войсками Антанты пленных). А потом и вовсе повысили до ранга вспомогательного крейсера: на палубе океанской громадины установили семь орудий среднего калибра. Конечно, в реальных условиях этого было отнюдь не достаточно для ведения активного морского боя, однако английские адмиралы решили, видимо, пугать немцев размерами нового «боевого» корабля. В роли крейсера «Лаурентик» выходил в море, сопровождая транспортные суда союзников.
В январе 1917 года экс-лайнеру доверили выполнить очень ответственное задание. В его трюм погрузили 890 ящиков с золотом – 3211 слитков общим весом 43 тонны (по нынешнему курсу — около 300 миллионов фунтов стерлингов). Эти сокровища Великобритания отправляла в США и Канаду, как плату за поставки партий товаров военного назначения: стали, пороха, хлопка…
24 января «Лаурентик» вышел в море. Однако вскоре на судне получили по радио предупреждение: германская подлодка в этих местах атаковала английский траулер. Не желая подвергать опасности «золотой» корабль, командование британских ВМС отдало приказ капитану Реджинальду Нортону свернуть к заливу Лох-Суилли у северных берегов Ирландии и там задержаться, чтобы продолжить путь через опасный район уже тогда, когда оттуда уйдут германские субмарины.
Воистину, хотели, как лучше, а получилось с точностью до наоборот. Именно в те часы, пока «Лаурентик» укрывался в заливе, германская субмарина U-80 поставила на выходе из Лох-Суилли мины.
Корабль снялся с якоря ранним утром 25 января. Однако буквально несколько минут спустя, у выхода в открытое море бывший лайнер содрогнулся от мощного взрыва. Судно по инерции продолжало двигаться вперед и еще через 20 секунд под ним сработала другая мина.
Повреждения оказались очень серьезными. Первый из взрывов пришелся как раз под машинным отделением, а потому «Лаурентик» не только потерял возможность самостоятельно двигаться, но и лишился питания для своих динамо-машин, вырабатывавших электричество, — погас свет, вышла из строя рация, остановились водоотливные насосы.
Через пробоины мощным потоком поступали сотни тонн воды, и громадный крейсер-лайнер начал заметно крениться на левый борт. Капитан Нортон понял, что его корабль обречен, и приказал своим морякам спасаться.
К тому времени в команде уже были потери: несколько человек погибли в отсеках и машинном отделении, куда ударил взрыв. Остальные кинулись спускать на воду шлюпки. Времени на это оставалось очень мало, «Лаурентик» уходил в воду. Все-таки частью спасательных суденышек удалось воспользоваться. В них поместилась приблизительно половина экипажа. Остальные так и не смогли покинуть гибнущее судно.
Меньше, чем через час после первого взрыва «Лаурентик» скрылся под водой. На поверхности моря осталось лишь 7 или 8 шлюпок с людьми. Увы, им рано было радоваться спасению.
Температура воздуха в тот январский день опустилась значительно ниже нулевой отметки, а потому морякам грозила смерть от холода. Попытки догрести до берега для многих оказались в итоге напрасными. Когда потом провели перекличку, оказалось, что в одной шлюпке из 35 человек выжили только пятеро, в другой из находившихся там 44 членов экипажа умерли 40, а на борту третьей вообще не осталось живых: замерзли насмерть все 27 человек… В общей сложности морская катастрофа унесла жизни 354 офицеров и матросов.
Однако у руководство страны и британских ВМС куда больше неприятных эмоций вызвала информация об утонувшем вместе с «Лаурентиком» золоте. В «верхах» сразу же было принято решение: непременно поднять сокровища со дна морского!
Уже через несколько дней к месту гибели лайнера были направлены поисковые суда. Протралив залив Лох-Суилли, удалось обнаружить затонувший корабль. Выяснилось, что он лежит на сравнительно небольшой глубине – менее 50 метров. Это давало надежду на успех операции по спасению оказавшихся под водой десятков тонн золота.
Поисковые работы возглавил опытный специалист-подводник Гайбон Дамэнт. Обследовав «Лаурентик» его водолазы выяснили, что судно лежит левым бортом вниз с креном порядка 60 градусов. При этом из-за больших размеров корабля верхняя его часть находится всего в 18 метрах от поверхности моря. С одной стороны, столь небольшая глубина облегчала погружение, но с другой – значительно усложняла условия работы водолазов: на открытом участке залива при порывах ветра разгуливали крупные волны, провоцируя в более низких слоях воды весьма заметные завихрения и течения, которые норовили утащить водолазов в сторону, а то и вовсе сбить с ног.
Невзирая на эти трудности, команда Дамэнта продолжила работу. Вскоре отпраздновали первый успех. Удалось обнаружить лацпорт – дверь в правом борту, через которую и было в свое время загружено золото. Вскрыть ее смогли не сразу: конструкцию заклинило при кораблекрушении. Пришлось использовать в качестве «отмычки» взрывчатку. Когда наружную дверь сорвали, за ней оказалась еще одна – стальная решетка. Снова понадобилась взрывчатка.
Водолазы проникли в коридор, который вел к расположенной в глубине корпуса кладовой-сейфу. Однако здесь им пришлось задержаться: проход был загроможден какими-то обрушившимися при опрокидывании судна тяжелыми ящиками.
Лишь на исходе второй недели подводных работ водолаз Миллер, добравшись наконец до двери отсека-сейфа, сумел вскрыть его. Действовал могучий мужик самыми надежными в данном случае инструментами – зубилом и кувалдой.
Преодолев сопротивление входной двери Миллер оказался внутри заветного помещения. Там он увидел штабеля деревянных ящиков с золотыми слитками. Каждый контейнер весил около 64 килограммов. Ворочать такую тяжесть было не просто, однако уже в этот день Миллер и его товарищи подняли наверх первый ящик с сокровищами. На следующий день количество трофеев выросло еще на три ящика… Заработал настоящий конвейер. Однако через некоторое время, когда было поднято уже около ста контейнеров, работы пришлось остановить: наступила пора штормов и из-за вызванных ими подводных вихрей работать стало очень опасно.
Вынужденный антракт продлился более двух недель. А когда погодные условия вновь позволили водолазам спуститься к «Лаурентику», они обнаружили очень неприятный сюрприз. Оказалось, что под мощными ударами подводных течений лайнер еще больше лег на бок, а корпус его сильно деформировался. При этом мало того, что лацпорт опустился более чем на 10 метров, так еще и расчищенный прежде проход в отсек-сейф перегородили упавшие откуда-то куски металлических конструкций корабля. Осталась свободной для перемещения лишь узкая щель сантиметров 40 шириной. Выносить через нее ящики было невозможно, поэтому водолазам не оставалось ничего иного, как снова прибегнуть к использованию взрывчатки. Эти разградительные работы затянулись, а когда участники работ все-таки добрались до заветного помещения, там их ожидал очередной «подарок от Нептуна»: комната-сейф была пуста!
Как такое могло случиться? Куда делись десятки и сотни ящиков с золотом? Обследовав отсек, водолазы обнаружили, что под мощными гидроударами стальные листы обшивки стены, ставшей теперь полом, разошлись. А в образовавшиеся щели провалилось все содержимое «золотой кладовой». Так что теперь эти ящики со слитками находятся где-то там внизу – среди хаоса металлических балок, труб и листов, фрагментов судовых механизмов изуродованного «Лаурентика».
Пришлось изменять тактику поисковых работ. По распоряжению Дамэнта водолазы начали «пробивать шахту» в корпусе судна, нацеливаясь на ту зону его внутренностей, где по расчетам теперь находились сокровища.
Это была очень трудная и опасная работа, которая затянулась на два месяца. «Шахту» «копали» при помощи все той же взрывчатки. В общей сложности водолазам пришлось убрать на своем пути около 300 тонн фрагментов металлических конструкций, палубного настила, переборок… Наконец цель была достигнута, и снова заработал конвейер по подъему золота с морского дна. К концу 1917-го в кладовые британского казначейства из недр «Лаурентика» перекочевали слитки на сумму около 800 тысяч фунтов стерлингов, — почти четвертая часть золотого запаса, перевозившегося на этом лайнере.
Потом в спасательных работах наступил длительный перерыв. К их возобновлению Дамэнт по распоряжению «сверху» приступил лишь весной 1919 года. За это время лежащее под водой судно еще больше разрушилось, «шахту» во многих местах перегородили обрушившиеся детали конструкций. Пришлось вновь заниматься расчисткой «путей эвакуации». В общей сложности за сезон-1919 водолазам удалось поднять слитки на сумму около полумиллиона фунтов стерлингов.
А следующий 1920-й «порадовал» продолжением проблем. Из-за крайне неблагоприятных погодных условий работать удавалось лишь урывками, зато ударами воды несчастный «Лаурентик» все больше плющило, сводя на нет усилия людей. Водолазам вновь и вновь приходилось расчищать одни и те же проходы вглубь судна. Кроме того подоспела к тому времени новая неприятность. Когда спасатели добрались до самых нижних отсеков, находящихся по разрушенному левому борту «Лаурентика», оказалось, что они забиты песком, илом, гравием, намытыми неугомонным течением. Причем эта смесь так спрессовалась, что ее невозможно было удалять при помощи обычных черпаков или лопат. Пришлось задействовать гидропульт, — размывать слой струями воды, подаваемым по шлангам под большим давлением. Подопечные Дамэнта вступили в своеобразное соревнование с океаном: они удаляли из «нутра» затонувшего лайнера песок и ил, а течение вновь намывало туда мешающую поискам массу.
Упорство этой команды было в итоге вознаграждено. Сперва под слоем грунта они обнаруживали лишь отдельные слитки, а уже начиная с весны 1922-го такой «золотой поток» резко увеличился. Водолазы вытаскивали один за другим из размываемого грунта увесистые золотые бруски, вывалившиеся из разбитых ящиков. При этом часть их имела отнюдь не товарный вид: давлением моря, ударами падающих металлических конструкций «кирпичи» драгоценного металла оказались помяты, погнуты, в некоторые намертво запрессовались болты, камешки…
Охотясь за «разбежавшимися» слитками, подводные поисковики вынуждены были обшаривать самые укромные уголки в корпусе «Лаурентика», забираться в самые узкие щели. Бывало при этом, водолазам приходилось работать, даже перевернувшись вниз головой. Однако, к чести руководителя операции, следует отметить: ни одного серьезного случая травмирования за все это время не зафиксировано. Специалисты признают, что долгая операция по спасению золота с «Лаурентика» является одной из самых успешных за всю историю.
В 1923 году забрезжило скорое окончание столь уникальной эпопеи. Из 3211 слитков, находившихся во время кораблекрушения в отсеке-сейфе корабля, водолазы нашли и подняли на поверхность 3057. Но разыскать оставшиеся полторы сотни было очень сложно, — море их тщательно спрятало на дне между изуродованными конструкциями погибшего корабля.
И тогда приняли решение устроить массовую «зачистку» на месте гибели лайнера. В 1924 году многочисленными взрывами остатки корпуса «Лаурентика» были окончательно разрушены, а образовавшиеся отдельные фрагменты оттащены в сторону от места кораблекрушения. В итоге водолазы смогли «прочесать» всю эту территорию морского дна и поднять еще 129 слитков.
После таких находок решено было, что дальнейшие поиски уже не дадут результатов и приведут лишь к лишней трате средств на подводные работы.
Как подсчитали специалисты, занимавшиеся этой уникальной операцией, за 7 лет, в течение которых она продолжалась, водолазы выполнили свыше 5 тысяч погружений, каждое из которых продолжалось, согласно правилам, не более получаса.
Однако поиски золота «Лаурентика» на этом не прекратились. Имеется информация, что в 1930-е была организована еще одна подводная экспедиция. Ее участникам удалось поднять три золотых слитка. А следующий «визит» к лежащим на дне останкам корабля дайверы нанесли уже после 2-й мировой войны, в 1952 году. Довелось встречать в публикациях упоминание о том, что им повезло отыскать два бруска драгоценного металла. Таким образом, где-то там на дне остаются еще 20 золотых слитков.
К слову сказать, сам «Лаурентик» потом «воскрес». В 1927 году для той же судоходной кампании White Star Line был построен новый океанский лайнер, который было решено назвать в честь погибшего в январе 1917-го судна. Судьба «Лаурентика №2» оказалась удивительным образом похожа на судьбу его «предка». Во время 2-й мировой этот лайнер был переоборудован во вспомогательный крейсер британских ВМС. 3 ноября 1940 года у берегов Ирландии корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой U-99 и затонул. Погибло 49 членов экипажа.