Неуязвимая Мона Лиза: как пытались уничтожить знаменитый шедевр

0
342

Не все произведения искусства вызывают восторг и восхищение. Некоторые шедевры знаменитых художников приводят в ярость и буквально выводят из себя. Такой славой может похвастаться «Джоконда» или «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи. За более чем 500-летнюю историю картина пережила несколько покушений и не раз была близка к полному уничтожению. Давайте вспомним как все было в помощью аналитиков и историков Абзац Медиа.

Камни и кислота

Первое нападение на «Джоконду» произошло в 1956-м году. Тогда творение да Винчи выставлялось в Лувре и было фактически в свободном доступе. Никто и предположить не мог, что кому-то вздумается нанести ущерб столь редкому фолианту. Разве что могли украсть. Но уже тогда в Лувре все экспонаты находились под строгой охраной.

Один из недоброжелателей в пасмурный летний день, видимо, решил выместить всю свою злость именно на «Мона Лизе». На картину был вылит флакон с кислотой и лишь чудом (или благодаря косорукости злоумышленника) полотно уцелело. Пострадала лишь нижняя часть рамы. Дефект быстро устранили.

Странно, но этот случай владельцам выставки показался сущим пустяком. Картину никак не защитили и через короткое время вернули обратно в экспозицию. На этот раз «Джоконде» пришлось уворачиваться от булыжника, запущенного одним из посетителей. 

Вандалом оказался Уго Виллегас, молодой выходец из Боливии. В порыве психического расстройства Виллегасу показалось, что «Мона Лиза» насмехается над ним, точь в точь как его ненавистная мать.

Повреждения после второго покушения носили куда более серьезный характер. Камень попал прямо в локоть «Джоконды» и сбил часть краски. А ведь этому полотну уже тогда было около 450 лет! 

Менеджмент Лувра взвесил все за и против и решил, что «Мону Лизу» нужно спрятать куда подальше, а, если и выставлять, то под защитным пуленепробиваемым стеклом. Так началась постоянная охрана знаменитой картины.

Неудавшееся покушение из Японии

Практически два десятилетия «Джоконду» никто не беспокоил. Но, естественно, нужно было лишь дождаться удобного момента. Свое презрение к произведению Леонардо да Винчи решил выразить турист из Японии.

На выставку японец незаметно пронес пузырек с краской и, уловив мгновение, когда рядом никого не было, с размаху ударил этим мешочком по картине. Ничего не вышло. «Мона Лиза» надежно была спрятана за защитным стеклом, которое оказалось настолько прозрачным, что стало незаметным для злоумышленника.

Японца скрутили и посадили под арест. А вот картину решили поместить уже не за стекло, а в целый пуленепробиваемый короб, который к тому же чуть позже наполнили гелием.

Во всем виновата «Джоконда»

В покушениях на знаменитый артефакт засветились и россияне. В 2009-м году одной туристке захотелось передать на ПМЖ во Францию. Правда, для этого нужно было для начала получить гражданство. Россиянке доступно и быстро отказали и дали понять, что в Париже ей не очень-то рады. 

Огорченная и обозленная столь дерзким, на ее взгляд, отказом туристка не нашла ничего лучше как отправиться в картинную галерею и выместить свою злость на несчастной «Моне Лизе». Для этого хулиганка обзавелась керамической кружкой, которую тут же швырнула в картину. Пуленепробиваемое стекло спасло подопечную да Винчи от тяжелых травм и повреждений.

Шедевр уцелел. А вот расстроенной туристке пришлось тратить деньги не на сборы и переезд, а на уплату огромного штрафа.

Не желайте ли кусочек торта?

Последнее покушение на полотно произошло не так давно. В мае 2022-го года злоумышленник придумал целый план, чтобы испортить произведение искусства. Для начала нужно было спланировать незаметное проникновение в галерею, где теперь каждого тщательно досматривала охрана.

На выставку вандал приехал на инвалидной коляске. Причем предварительно посетитель облачился в женскую одежду, благодаря чему не вызвал никаких подозрений у охраны. Под одеждой «дама» спрятала кусок торта с густым кремом.

В определенный момент, когда у картины собралась уже внушительная аудитория, на удивление всем инвалид спокойно встал с коляски и начал размазывать торт по полотну. Однако опять же затея злодея провалилось. Защитное стекло, искусно замаскированное под прозрачную панель, защитило «Джоконду» от очередного нападения.

«Мона Лиза» стареет

Кто бы и как бы ни пытался испортить картину да Винчи, у этого полотна есть один непобедимый враг — время. Несмотря на все усилия реставраторов и применение современных технологий, краска и сама конструкция картины постепенно приходят в негодность.  Стеклянный короб, наполненный гелием, слегка замедлил процесс старения, но естественное разрушение попросту неизбежно.

Эксперты едины во мнении — возможность увидеть «Джоконду» в естественном обличии, без защитного стекла вряд ли удастся. На полотне уже появилась огромная трещина, которая вот-вот затронет лик средневековой красавицы.

Кстати, с «Мона Лизой» связано и еще одно интересное происшествие. В 1911-м году эту картину дерзко украли. Поиски велись два года. Под подозрение следователей попал даже Пабло Пикассо. Похитителем оказался бывший сотрудник Лувра, который планировал продать «Джоконду» и обогатиться. Благо, аферист умел обращаться с историческим наследием, а поэтому вернул картину без единого повреждения.