Арматурный баттл – дисковый затвор против клиновой задвижки

0
294

Затвор, перекрывающий рабочий поток диском, был изобретен в 1886 году. Устройство с поворотом диска вокруг своей оси на 90 градусов использовали конструкторы первой паровой машины и первого мерседеса. Востребованной арматура стала не сразу – конструкция требует хорошего уплотнения, а тип «металл по металлу» в исполнении прошлого столетия не годился для частого использования и высоких температур.

Открытый в 1938 году политетрафторэтилен (он же фторопласт-4 и тефлон) решил проблему уплотнения, и во второй половине XX века началось массовое производство заслонки.

О конструкции и назначении

Дисковые поворотные затворы сродни https://gpkomplekt.ru/catalog/diskovyie-zatvoryi/ состоят из:

  • корпуса в форме цилиндра;
  • диска, зафиксированного на штоке;
  • уплотнительных элементов.

Для корпуса используют чугун, бронзу, алюминий, нержавеющую сталь. Диски изготавливают из чугуна с никелевым покрытием либо из нержавеющей стали. Для дополнительной защиты от агрессивных сред изделия покрывают фторированным полимером.

В положении «открыто» диск развернут параллельно стенкам трубопровода, а при развороте на 90 градусов вокруг своей оси он полностью перекрывает поток. Диск с эксцентриситетом имеет смещенную ось вращения, что дает быстрое открытие с минимальным углом и герметичность класса А при закрытии.

Для управления дисковым поворотным затвором для малых диаметрах используют поворотный рычаг, на трубопроводах от 150 мм требуется дополнительный привод. Применяют механический редуктор, пневматический или электрический привод. Для общепромышленного назначения хорошо подходит бюджетный чугунный дисковый затвор с электроприводом, арматура для нефтгегазовой, химической и пищевой отраслей требует специального исполнения.

Преимущества и недостатки

Простота конструкции дискового затвора означает малое количество комплектующих и низкую себестоимость. Это дает рыночную цену ниже, чем у основной конкурентки – клиновой задвижки. На малых диаметрах разница в цене несущественна, но с увеличением разрыв заметно возрастает. Это первое серьезное преимущество.

Второе – малая строительная длина и небольшой вес, возможность монтажа в стесненных условиях и на высоте. Затвор примерно в 1,7-2 раза короче и почти на порядок легче задвижки, что сразу оценили в судостроении и в химической промышленности.

Третье – дисковый затвор может перекрывать рабочий поток не полностью, регулировать напор в 10 позициях. Это относит устройство к запорно-регулирующей арматуре и обеспечивает явное преимущество перед запирающей поток задвижкой.

Четвертый плюс – затвор легче и экономнее в эксплуатации, замена и ремонт устройства реже.

Минусом является невозможность применения дискового затвора в средах с образованием кристаллических отложений и в системах с высоким давлением. Арматура эффективна в трубопроводах большого диаметра с давлением до 2,5 МПа.