Из Рады — в СИЗО. Зачем нардепов заставляют отказаться от неприкосновенности

0
337

Из Рады - в СИЗО. Зачем нардепов заставляют отказаться от неприкосновенности

«Рамки» под Радой от Михомайдана: за отмену неприкосновенности — в правые «ворота», против — в левые. Фото: УНИАН

Расклады

Конституционный суд рассматривает законопроекты об отмене депутатской неприкосновенности. Тема эта традиционно «предвыборная», то есть после 2019 года ее можно было бы снова отложить в долгий ящик. Если бы не одно «но»: на украинскую власть давит Запад.

Проектов закона о снятии неприкосновенности всего два: парламентский (подан 158 депутатами из разных фракций) и президентский. Отличий между ними немного. Первый предусматривает действие закона сразу после его публикации, второй — лишь в 2020 году. Оба предусматривают, что с депутата нельзя снять неприкосновенность за результаты голосования или публичные высказывания в зале (исключение — обидные слова или клевета). Суд изучает проекты на предмет соответствия статьям 157 и 158 Конституции: несут ли угрозу суверенитету и ограничивает ли права человека.

«Оба законопроекта будут рассматриваться в порядке письменных слушаний, без приглашения субъекта права (тех, кто вносил представления. — Авт.) на предоставление выводов, это обычная практика для такого рода вопросов, — рассказал «Вестям» судья Конституционного суда Сергей Сас. — На закрытой части заседания была интереснейшая дискуссия: кто-то занял последовательную позицию, а у некоторых коллег она эволюционировала. Но решение будет принято». Судья намекает на предыдущее заключение КС: Рада отправила в суд представление еще в 2015-м и получила положительные выводы.

«Сейчас речь как раз о том, что вокруг проектов будут вестись очень непростая политическая борьба и интриги — с участием как Верховной Рады, так и Банковой, и наших западных партнеров, — прогнозирует политолог Андрей Золотарев. — Именно позиция Запада может оказаться решающей: большинство депутатов прекрасно понимают, что после 2019 года для них начнутся тяжелые времена, и попытаются максимально оттянуть процесс».

«ПОЛ-РАДЫ ОКАЖЕТСЯ В СИЗО»

Первую же «подсказку» депутатам дал сам КС. Сергей Сас в комментарии «Вестям» акцентировал на проблемах с соблюдением регламента — президентский проект, вносившийся как альтернативный, был подан не в течение двухнедельного срока, а спустя несколько месяцев. «Это Рада должна разобраться, как она выполняет закон о регламенте», — заключил Сергей Сас. Получается, проекты закона можно «торпедировать» несоблюдением Регламента (правила депутатской работы имеют статус закона). В дальнейшем, при наличии консенсуса между Радой, АП и КС, возможно затягивать процесс технологически. «Сейчас суд даст вывод: «Ваше право, меняйте Конституцию». Затем депутаты начинают переверстывать изменения и обязательно после этого подают еще одно представление в КС, которое он обязан рассмотреть на предмет нарушений», — пояснил «Вестям» бывший член парламентского комитета по вопросам регламента Дмитрий Шлемко.

Но если будет политическая воля, процесс можно существенно упростить. Нынешнее заключение КС в этом варианте станет лишь формальным разрешением выносить проекты в сессионный зал. «Через месяц или раньше будет получен письменный вывод: «Нет, не нарушает». Но если после этого парламент за него проголосует и сам сдаст свою неприкосновенность президенту, у которого как раз иммунитет, на следующий день после вступления закона в силу полпарламента будет ходить на допросы или сидеть в СИЗО», — говорит юрист Елена Дяченко.

Это, конечно, возможно, лишь если депутаты решат снять иммунитет в принципе. Но и тут возможны варианты. «Рада никогда не пойдет на полную отмену неприкосновенности, поверьте моему опыту: сделают, как в Германии, где до решения суда парламентарий свободен (но под наблюдением). Или как в ряде других стран ЕС, где процедуры по депутату не начинают, пока он участвует в законодательной работе», — рассказал нам Дмитрий Шлемко.

ГОТОВЫ ЛИ САМИ ДЕПУТАТЫ

Несмотря на обязательства коалиционных фракций (еще в 2014-м БПП, НФ, «Самопомич», «Батькивщина» и РПЛ согласились отменить неприкосновенность), под куполом, скорее всего, нет голосов ни за один из проектов. «Вопрос очень чувствительный для общества, очень резонансный — сложно будет объяснить, почему не голосовали, хоть времени до конца сессии, 14 июля, еще полно, — считает нардеп-еврооптимист Дмитрий Добродомов. — Правда, у президента предусмотрительно имплантировали в текст «предохранитель» в виде нормы о снятии иммунитета в 2020-м — это может сработать».

В «Народном фронте» «Вестям» пообещали поддержать депутатский проект. «Очень надеюсь, что вопрос проголосуют, правда, прогнозировать сейчас, кто даст голоса, не могу, — сказал «фронтовик» Николай Величкович. — Позиция фракции по этому поводу с 2014-го не менялась». «Батькивщина», «Самопомич» и РПЛ также подтверждают готовность голосовать (впрочем, это не означает, что крепкие основания не жать кнопки «за» не появятся накануне голосования). Любопытно, что подтвердилось и замечание политолога Андрея Золотарева о «влиянии Запада» — один из видных членов БПП анонимно сказал нам, что ближе к лету «ожидает давление не слабее, чем по отмене е-декларирования для общественников».

радикал Игорь Мосийчук  

И даже при условии, что в Раде набирается 300 «конституционных» голосов за один из проектов, все еще можно отменить. «До 2020 года заключение КС намеренно может быть обжаловано, и законопроект, в конечном счете, уйдет в небытие. Или же попросту будет снят парламентом с рассмотрения — подобное уже происходило», — заключил политический эксперт Дмитрий Воронков.

КТО И КАК «ОТМЕНЯЛ» НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Норма о неприкосновенности депутатов досталась в «наследство» от Советского Союза. В 1996 году президент Леонид Кучма впервые заговорил об ее отмене. «Это был «кнут», чтобы побудить депутатов поддержать принятие Конституции», — пояснил Андрей Золотарев.

До февраля 1998-го ограниченная неприкосновенность была даже у депутатов местных советов. В следующий раз вопрос вынес на референдум президент на волне конфликта с Радой в 2000-м. «За» высказались 89% украинцев. В 2002 году Виктор Ющенко вынес вопрос в программу своей «Нашей Украины». А уже в 2005-м пошел на сделку с Виктором Януковичем, вернув иммунитет депутатам всех уровней (норма отменена Радой в 2006-м).

В 2007 году Рада в очередной раз провалила тему руками той же «Нашей Украины». Эту «подачу» приняла Юлия Тимошенко: ее партия обещала отменить неприкосновенность до выборов 2010 года (но, как известно, их выиграл Виктор Янукович, и тема снова сдулась). Сам Янукович педалировал тему вплоть до своего бегства из Украины.

Читайте также: