Легким дорогам из тяжелого бетона – быть в России или не быть?

0
223

В России длина дорог общего назначения – примерно 1,5-1,6 млн. километров, пятое место в рейтинге после США, Индии, Китая и Бразилии. На твердое покрытие приходится две трети от всех российских трасс. При этом на долю цементобетонных – 15 тыс. км, или 1%, что не сопоставимо с 10-60% в других странах мира. Так, в Германии подобные дороги составляют 38-40%, в США – 60%. Почему же в России – асфальтобетон?

Сырьевые предпосылки

В 70-х годах 20 века в Советском Союзе было проложено 10 тысяч километров бетонных дорог, применяли бетоноукладчики на гусеничном ходу со скользящей опалубкой.

Однако наряду со внедрением прогрессивной техники не соблюдалась технология укладки, использовался материал неудовлетворительного качества – ГОСТ на бетоны в тот период отсутствовал. Спустя десятилетие на полотне появились трещины, на углах – сколы, и цементобетонные автомобильные магистрали строить прекратили. Предпочтение отдали асфальту.

Асфальт – доступное сырье

Нефтяная промышленность, в отличие от цементной, в России 20 века была развита на должном уровне. Один из побочных продуктов переработки нефти – искусственный битум.

Использование битума при строительстве асфальтных дорог решило сразу две проблемы – и прокладки дорог, и утилизации битума.

Битум связывает щебень, гравий и песок. Требуется в большом количестве, так как асфальт не прочен и дорожные работы по замене покрытия ведутся постоянно, как и ямочные ремонты.

Современная Россия – цементобетонным трассам быть

В органы власти ежегодно поступает около миллиона жалоб на плохое содержание уличной дорожной сети. Правительство намерено изменить ситуацию, в Указе Президента от 07.05.2018 о стратегических целях России обозначена необходимость модернизации дорожного полотна. Есть и решение Правительства о расширении сети цементобетонных трасс.

Следовать технологии, а не русскому «авось»

Строительство цементобетонной трассы со сроком использования 25-30 лет без капитального ремонта требует соблюдения технологии на всех стадиях, от нулевой да заключительной.

При этом используют тяжелые бетоны, отвечающие требованиям межгосударственной системы стандартизации к плотности, прочности, водонепроницаемости, истираемости. Так, морозоустойчивость в рамках ГОСТ 10060-2012 может быть проверена как базовым методом, так и ускоренным в климатических камерах типа https://www.spm.ru/catalog/klimaticheskie-kamery-dlya-ispytaniya-betona/, для бетонов дорожных покрытий стандартом предусмотрен третий метод определения морозостойкости.

Асфальт нынче не выгоден

В настоящее время затраты на укладку цементобетонных дорожных покрытий сопоставимы со стоимостью работ с асфальтобетоном в силу двух факторов:

  • технологии совершенствуются;
  • битум теперь приходится покупать, и он не дешевеет.

С учетом расходов на ремонтные работы в течение 10 лет квадратный метр асфальта обходится дорожникам на 30-40% дороже, чем пришлось бы затратить на производство и обслуживание бетонного покрытия. По-видимому, эволюция российских дорог неизбежна.